Осенний праздник в Корее — Чхусок

История Чхусок

корейский-праздникСуществует один любопытный факт. Практически любой народ, любая нация имеет традиции праздника, посвящённого концу лета-осени. По другим сезонным периодам есть вариации, но осень почти повсеместно выделяют праздничные традиции. За исключением разве что тех культурологических зон, которые имеют место в тропическом и субтропическом климате, где сезонность выражена по-другому. Например, тот же Хэллоуин, корнями уходящий в кельтские обычаи и обряды, также был связан с переходом от летнего к зимнему периоду, от тёплого света к холодной тьме.

Именно грань, олицетворяющая окончание комфортного летнего тепла и наступление более жестких зимних условий, способствовала формированию в коллективном сознании понятия ключевой даты, выделяющейся на фоне остальных дней. В климатических условиях Южной Кореи летний и зимний период, конечно, не так сильно контрастируют, как это было в Западной Европе. Зима в Республике Корее бедна на снегопады, отличается большим количеством солнечных дней, а вся зимняя стужа это нечастые заморозки в несколько градусов ниже нуля по Цельсию. Но есть и второй важный фактор формирования осеннего празднества.

Речь идет о сборе урожая. Метаболизм и закономерность жизнедеятельности почти всех растений таковы, что рост и созревание зерна, плодоношение, всё это выпадает на конец лета и осень. Именно поэтому в культуре народов мира, включая и корейский регион, осень неразрывно связана с понятием изобилия. Из всех сезонных периодов получается, что именно осень в большей степени обеспечивает людей пропитанием. Разумеется, это отразилось в культурных традициях. Между прочим, в допетровской России всем известный Новый Год также был осенним, а не зимним праздником. И смысловые корни были те, о которых сказано выше. 

В Южной Корее главный праздник осени называется Чхусок (Чусок). Дословно переводится как «осенний вечер». Истоки этого праздника теряются во второй половине первого тысячелетия до Н.Э. Изучая историю Чхусок, можно выявить два корня этого праздника:

  • Первый — самый ранний. Здесь Чхусок связывают с шаманскими обычаями и ритуалами, которые были присущи племенным конгломератам, существовавшим на территории нынешней Кореи почти 2500 лет назад. Шаманизм находил отражение в восприятии осеннего периода как времени сбора урожая, который прокормит население до следующего лета. Существовала сложная система ритуалов и предсказаний касательно того, когда именно урожай поспеет, насколько будет обильным, как следует собирать. И конечно, как необходимо задабривать божеств и отдавать дань уважения духам предков. Многие исследователи полагают, что Чхусок развился из шаманского обряда празднования осеннего полнолуния. На это указывает второе название праздника — Хан-кави (можно перевести как «большая середина осени»).
  • Второй – здесь присутствует связь с периодом трёх корейских государств (Когурё, Пэкче и Силла). Хорошо прослеживается историческая культурная аналогия с китайским Троецарствием. История корейского Троецарствия занимает период с 1 века до Н.Э. по 7 век Н.Э. Причём ранний период скорее не исторический, а легендарный. Согласно ему еще в 57 году до Н.Э. возникло государство Силла, в 37 г. до Н.Э. — Когурё, относительно крупное образование, претендовавшее на статус Империи. В 18 году Н.Э. по легенде, два брата, сыновья правителя Когурё, не пожелали соперничать друг с другом, предпочтя покинуть родную страну и основать третье государство — Пэкче (юго-запад полуострова). Однако более-менее точные исторические данные начинаются где-то с 3 века Н.Э., когда Когурё достигло статуса Империи.  Праздник Чхусок связывают с культурным соревнованием Силлы и Пэкче, когда ткачи из этих государств в течение месяца старались превзойти друг друга в количестве произведенной ткани. А также устраивались многочисленные турнирные военно-боевые состязания. Ряд исследователей полагает, что праздник оформился значительно позднее, в 7 веке, и связан он был с военными и геополитическими победами государства Силлы, прежде всего над Пэкче.

Правила проведения Чхусок сегодня

Сегодня праздник Чхусок в Южной Корее характеризуется следующими обязательными традициями:

  • «Все в сборе». Имеется в виду, что вся семья, включая и не самых близких родственников, собирается вместе для празднования. За месяц-полтора до Чхусок в стране начинается настоящий бум внутреннего туризма: раскупаются автобусные и железнодорожные билеты в различные регионы, заказываются междугородние такси. Всё просто: взрослые дети, престарелые родители, братья, сёстры, тёти, дяди и так далее могут обитать в разных городах, но на праздник необходимо собраться всем вместе.
  • «Тройной обряд». Традиция исполнения трёх ритуалов, которой стараются придерживаться почти все празднующие. Польчхо — на кладбищах косят траву. Таким образом подтверждается память о предках. Сонмё — оставление на кладбищах различной снеди, а также алкогольных напитков. Очень напоминает российскую традицию поминальных подарков. Еда предлагается предкам в качестве уважительного подношения и благодарности за урожай. Причем желательно все обряды выполнять в традиционной национальной одежде ханбок. Чхаре — а это практически полный аналог российской традиции поминок. В доме сооружается «алтарь предков», перед которым устанавливается праздничный стол. Застолье в данном случае заключает смысл в том, чтобы получить благословление предков. Сервировка стола — это отдельная наука. Часть, которая смотрит на север, заставляется рисовыми блюдами и супами, а южная часть посвящается фруктам и овощам. Запад и середина отводятся мясу, а на востоке — рисовые пирожки и напитки макколли (камди). Макколи — слабоалкогольный рисовый напиток, крепость от 6% до 7%, готовится с помощью ферментации варёного риса, внешне очень похож на молоко и сладкий на вкус.
  • На столе среди рисовых пирожков обязательно должен быть сонпхён. Это вариант ттока. Он также готовится из сладкого клейкого риса, но с одной тонкостью: тесто замешивается на доске, усыпанной сосновыми иголками. Благодаря чему приобретается хвойный аромат. Еще один обязательный кулинарный атрибут — лепёшки чон (чжон). Они могут быть практически идентичные российским драникам, но чаще содержат множество добавок в виде обжаренных в масле овощей, рыбы и мяса, и конечно же острых приправ.

Чхусок проходит 15 числа 8 лунного месяца. При этом для комфортного проведения праздника выходным на официальном государственном уровне считается не только сам день праздника, но и день перед ним, и день после него. В этом году Чхусок выпадает на 1 октября. Соответственно, три выходных: 30 сентября, 1 октября и 2 октября.